Как мы из общества созидателей превратились в толпу потребителей
А вы знаете, что в нашей стране работу над искусственным интеллектом начали вовсе не в 2019 году после соответствующего поручения президента. В СССР такие разработки велись ещё в 1960-х. Правда потом, после начала перестройки советский «интегральный» интеллект оказался никому не нужен. Появились «более востребованные» проекты.
Да что искусственный ― человеческий творческий интеллект негласно, но настойчиво был потеснён. Постсоветской России нужны были уже не коллективы творцов и созидателей, а целая армия обладателей бытового интеллекта. Более полезного на тот момент. Зачем и по чьему намерению это было сделано, спорить можно бесконечно. Но факт остается фактом: менее чем 20 лет наш российский коллективный интеллект изменился кардинально.
К началу нового тысячелетия мы вышли абсолютно «обновлёнными»: из общества с лучшим в мире просвещением превратились в бесшабашную тусовку потребителей продукции: от машин и квартир, до смартфонов и бургеров. И знаний. Да-да, всё верно: мы больше не постигаем сложные и важные науки ― мы приобретаем знания. Оптимальный набор необходимых навыков и информации. Достаточный, чтобы заработать и потратить. И не задумываться об устройстве мироздания, о смысле жизни, о радости творения и полета к звёздам.
Зачем нам космос ― там ведь нет суши с фингербордами
Понятно, что время было сложное. И требовало сложных решений. Обидно то, что для решения этих самых сложностей совсем не обязательно было разрушать удачную советскую систему образования и развития интеллекта в школе. Эта система не требовала больших финансовых затрат, дорогостоящих экспериментов и не противоречила никакой идеологии. Процесс воспитания творческого интеллекта был прост и доступен каждому ребёнку. Работал по принципу «от простого к интересному, от интересного к сложному».
Как это работало на деле? Возьмём, к примеру, самый нелюбимый школьный предмет современного ребёнка ― математику. Учитель на уроке просто и понятно растолковывал каждому ученику азы. Не давал, а именно растолковывал. Ребёнок уходил с урока, чётко понимая, сколько будет дважды два и почему это так важно.
Затем он шёл в школьную библиотеку, а там ему показывали увлекательную книжку. К примеру, «Живую математику» Якова Перельмана. Или «В царстве смекалки» Емельяна Игнатьева. Ну какой мальчишка откажется узнать, как собственноручно зашифровать «партизанское» сообщение, или что случится за пять лет, если прорастет каждое маковое зёрнышко!
Что происходило постепенно с интеллектом, а главное ― с жизненными приоритетами ребёнка, легко понять. Это был простой, но очень мощный шаг советской педагогики. Тот самый, что сделал СССР самой читающей и интеллектуальной страной в мире. В перестроечные времена стало уже не до систем и приоритетов. Наша педагогика, а с ней и коллективный интеллект широко шагнули в далёкое полуобразованное прошлое. Как любила говаривать моя бабушка: лишь бы деньги считать умели, да видели, где подпись поставить.
Прошло время, и интеллект снова стал расти в цене. Вот только старых педагогов практически не осталось, а новых-то учили в вузах уже перестроечных. Там если и вспоминали советскую методику, то с иронией: «Какая математика, какие космонавты, они там только об идеологии и думали».
Но делать что-то было надо, задача-то вернуть в Россию интеллект поставлена. И наша боевая педагогика бодро зашагала в эпоху экспериментов и новаторов. Но на пустом-то месте надёжный фундамент не построишь, и как-то эти бодрые шаги всё чаще шли в обратном направлении. В итоге пока всё получается, как у классика марксизма-ленинизма: «Шаг вперёд, два шага назад».
В общем, пока мы тут туда-сюда шагаем, интеллектуалов в нашем обществе становится всё меньше, а деградация школьного образования в России продолжается. Быть может всё-таки, пока мы ищем новейшие методики интеллектуального роста, дадим-ка нашим детям в руки старый добрый «Математический винегрет» Игоря Шарыгина.