Знаменитый российский педагог, методист, учёный, профессор, академик АПН СССР. Автор свыше 600 трудов: статей, монографий, методических рекомендаций для учителей, учебников для начальной и средней школы, учебных пособий. Совместно с отечественным методистом И.Я. Лернером классифицировал подходы к обучению по типу познавательной деятельности. Внёс неоценимый вклад в повышение эффективности процесса обучения путем анализа реального педагогического опыта. Выступал против формализма, отсутствия связи образовательного процесса с практическими задачами, перегрузки учащихся и полагал, что школа должна способствовать всестороннему развитию детей. Наглядные пособия, методические руководства и планы внеклассной работы, предложенные автором, активно используются современными педагогами благодаря комплексной подаче материала, доступности изложения и тесной связи теории с практикой.